
05 декабря 2025 10:18

Пандемия и текущая геополитическая ситуация резко ограничили выездной туризм. Это заставило россиян открывать свою страну с новых сторон, а туроператоров и рестораторов – активно развивать внутренние гастрономические маршруты.
Об этом и многом другом поговорили с Татьяной Аршиновой, автором проекта «Кухня без границ», директором Федерации развития индустрии гостеприимства и туризма «Душа народа».
— Татьяна, какое блюдо, по вашему мнению, является «визитной карточкой» гастротуризма в России?
Однозначного ответа, конечно, нет, так как Россия многонациональная страна. Для иностранцев первое знакомство с нашей Родиной начинается с блинов, красной икры и борща, а потом открывается бесконечная палитра угощений - пельмени, окрошка, солянка, холодец, варенье, расстегаи, чак-чак, буузы, курзе, хинкал, перепеч, калитки, строганина и так далее, зависит от направления поездки.
— Какой регион в России вы бы посоветовали для первого гастротура и почему?
Если это гость страны, то в первый гастротур на выходные, думаю, надо пригласить его, например, в Иваново, где в маршруте прописан приветственный обед «Вкусы Ивановской земли», а в меню - щи вичужские, тельное с картофелем, кабан с корнеплодами, кулейка с вареньем, колобки пряжные. Пообедали, прогулялись по городу с экскурсоводом, зашли в музей сыра, а во второй день отправляемся в соседний городок Кохма, заезжаем в музей советского самовара, чаевничаем, едем дальше в древнюю Шую, на обед устраиваем гастро-бранч в экоферме «Шуйская улитка», тут экзотика - будем есть улиток и дегустировать сыры из местной сыроварни, а потом на экскурсию, где производят напитки, мармелад, варенье из Шуйских ягод, а вечером этно-ужин «Кухня без границ» по-русски.
Если это наш соотечественник, то, скорее всего, традиционные русские, хоть и старинные блюда ему не так интересны, тогда рекомендую Кавказ (Дагестан, Осетию, Кабардино-Балкарию) или Дальний Восток (Якутию, Бурятию, Камчатку, Сахалин, Владивосток).
— Расскажите про ваш проект «Кухня без границ».
Когда я впервые рассказываю о своём проекте, то начинаю с истории о том, как после сокращения штатов в госучреждении, где мы занимались национальной политикой, я решила освоить азы бизнеса. Конечно, тогда я совершенно не понимала, чем заниматься в свободном плавании, но специалист Центра занятости порекомендовала мне монетизировать своё хобби. Я всегда любила ходить по ресторанам, поэтому заняла нишу гастрономического туризма и стала ходить по ресторанам уже с туристами.
С 2013 г., проект неоднократно становился победителем международных, евразийских и всероссийских конкурсов. Я, как его автор стала лауреатом национальной премии в области событийного туризма, получила ряд благодарностей «За популяризацию гастрономических традиций», награду «За личный вклад в продвижение брендов территорий».
С 2019 г. «Кухня без границ» выступает, как фестивальное движение, в концепцию которого включено несколько направлений – ежегодные конкурсы в разных регионах и странах на лучшую познавательную презентацию, этно-ужины и праздники еды, кулинарно-экскурсионные программы (гастротуры), производство гастрономических сувениров и клуб создателей авторских событий «Вкус странствий».
Миссия бренда «Кухня без границ» - развивать индустрию гостеприимства, продвигать бренды территорий, помогать людям познавательно отдыхать, заведениям привлекать новых клиентов, производителям расширять географию сбыта продукции, специалистам укреплять межнациональное единство.
— Как вы в целом оцениваете уровень развития ресторанного и гастрономического бизнеса в России? Какие есть преимущества и недостатки?
Время для рестораторов сейчас не простое, но я бесконечно восхищаюсь трудом, как рестораторов, так и сотрудников кухни, шефов, поваров, кондитеров. Преимущества, наверное в том, что существует востребованность этих профессий, есть возможность творчески реализоваться, как говорится, работы не початый край, только прояви креатив. А недостатки вижу в том, что в регионах пока мало энтузиастов в плане продвижения локальных блюд.
— Как сделать так, чтобы гастрономия стала главной точкой притяжения туристов, а не просто дополнением к экскурсиям?
Все очень просто, мне кажется, каждый регион должен прославлять свои местные блюда и тогда турист это будет чувствовать, а значит возвращаться. Например, когда я три года назад переехала с Дальнего востока жить на Кавказ, я стала просить местных поваров показывать туристам, как они готовят хычины, на что повар мне ответила, да кому это интересно, ведь самый обычный хычин. Это, для вас, говорю хычин - обычное блюдо, а я как дальневосточница, вообще с ним не знакома и оказалось, что туристам это тоже интересно, они узнают древние секреты карачаевцев, абазинцев, кабардинцев. Этнографы насчитали около 40 разновидностей хычинов в зависимости от ингредиентов и ритуального назначения. Я рада, что теперь в этом заведении общепита, где проходил наш фестиваль «Кухня без границ» на регулярной основе во взаимодействии с местной турфирмой два раза в неделю проводятся кулинарные мастер-классы по приготовлению хычинов.
— Какой гастрономический тренд последних лет вам кажется самым перспективным (например, фуд-траки, суперфуды, старинные рецепты на новый лад и пр.)?
Сейчас тренд на русскую кухню, чему я очень рада, хотя суперфуды тоже популярны, но это не на долго, думаю. А перспектива у локальных брендов - фермерских полуфабрикатах, сырах, десертов от местных производителей, старинных рецептов блюд в новом исполнении.
— Какая национальная кухня, на ваш взгляд, сегодня недооценена и заслуживает большего внимания гастротуристов?
Наша русская кухня и черноморская, хотя в каждом регионе эту сферу можно ещё развивать и развивать, возьмём к примеру, еврейскую кухню - во время моего гастротура по Биробиджану туристы пробуют блюда еврейской кухни в четырёх интерпретациях - еврейская традиционная (хумус с фалафелем) и кошерная (цимес), израильская - бурекас (сладкая булочка), кошерная и еврейская местная (шницель по-биробиджански). Каждый регион может, как сохранять и популяризировать свои традиционные блюда, так и проявлять творчество, фантазию, создавая новое.
— Какое самое незабываемое блюдо вы пробовали и с какими воспоминаниями оно связано?
Помню, сильно удивилась, когда попробовала на вкус чипсы из ягеля в Якутии, суп из бараньих кишок в Калмыкии, жаренного скорпиона в Тайланде, шелкопряда и медузу в Китае - все эти гастро-находки были открыты в ходе проведения моих авторских кулинарно-экскурсионных программ или гастротуров под брендом «Кухня без границ».
— Стоит ли доверять отзывам в интернете при выборе места, где поесть?
Думаю, да, если человек оставил отзыв, значит его что-то зацепило, либо ему все очень понравилось и он рад таким образом похвалить повара, либо он так разозлился, что решил предостеречь других. Прекрасно, что благодаря интернету, такая возможность есть у каждого, листая отзывы, мы уже готовы ко всему и принимаем решение «на трезвую голову».
— Как создать успешный гастрономический тур, который будет отличаться от конкурентов?
Главных отличия два и я всегда на своих консультациях это подчёркиваю: первое - обязательно найдите такие места в регионе, куда не водит местная турфирма (или добавь свою изюминку в то, что уже есть) и второе - создай такую атмосферу в туре, чтобы люди в тебя влюбились! Этим твой тур будет отличаться и он на 100% будет успешным!
— В чем главная сложность продвижения данного направления?
Сложность в стереотипах, люди думают, что смысл гастротура в том, чтобы много и часто есть во время путешествия, но это, конечно-же не так, через кухню мы гораздо глубже познаем традиции и культуру разных народов, что в свою очередь обогащает внутренний мир каждого образованного человека. Совместные трапезы, праздничные застолья и религиозные гастро-обряды объединяют людей, а в ходе гастрономического путешествия мы об этом узнаем быстрее и начинаем лучше понимать другие этносы, ведь еда и идентичность неразделимы.
— Каким вы видите гастротуризм будущего?
Хочу, чтобы каждая турфирма среди прочих познавательных и экскурсионных программ по региону имела минимум одно предложение с акцентом на кухню. Так как сейчас, даже там, куда ежегодно приезжает миллионы туристов (Кавказ, Сочи) таких предложений почти нет.
— Желаем успехов в реализации ваших проектов и воплощении новых идей. Просим сказать пару добрых слов для наших читателей.
Желаю всем вкусных открытий и рекомендую посетить хотя бы один гастротур в жизни, чтобы разнообразить свои путешествия!
Текст: Юлия Антипова, Александр Бушин
Международный туристкий форум SIFT - 2025
05 декабря 2025 10:18
03 декабря 2025 13:47